Пишут учителя

📝 Представляем участников клуба “ПИШУТ УЧИТЕЛЯ”: Наталья Трясцина

Краткая творческая биография.

Наталья Трясцина

Наталья Трясцина. Поэт, журналист, преподаватель русского языка и литературы.

Родилась 09.11.1977 года, в семье переводчика английского языка и учителя биологии, в городе Перми. В 1998 году окончила ППЛ №1 по специальности «компьютерная графика/дизайн». Мама дочери и двух сыновей (2000, 2004 и 2007 г. р.)

С 2002 года статьи, стихи и рассказы публикуются в российских газетах и журналах.
В 2010 году окончила ПГГПУ по специальности «Русский язык и литература». С 2018 – 2020 проходит курс обучения в магистратуре ПГНИУ по специальности «Интернет-журналистика».

С 2013 года – член Союза журналистов России (Пермское отделение). С 2018 года – член Союза литераторов России (г. Москва).

Руководитель Пермского отделения Союза литераторов России. Государственный стипендиат 2019 года в номинации “Выдающийся деятель культуры и искусства России”.

Победитель различных конкурсов и фестивалей в номинациях «поэзия» и «проза». Член жюри литературных конкурсов.

Автор книг:

– «Если звезды зажигаются…», 2013 год (Сборник интервью с российскими детскими писателями), библиотека имени Л. И. Кузьмина, г. Пермь

– «Примири свое зрение», 2015 год, г. Пермь

«Московское кольцо», 2019 год, г. Москва (ссылка на книгу)

Работала корреспондентом корпоративной газеты, редактором корпоративных изданий, корректором, заведующей отделом публикаций, заведующей сектором краеведения, руководителем литературной студии «ТИР» при Доме писателя.

Самоизоляция

Обсуждают вирус, такси, доставку,

Обсуждают Ницше, Кобейна, Кафку,

Обсуждают доллары, евро, закон, нефть,

Обсуждают порчу, корону, гробы, смерть.

 

Я живу в другом мире, пишу о Боге,

О душе, о любви, о добре, тревоге.

И о сытости тех, кто не знал нужды.

И о всех, чьи потребности мне чужды.

 

Мой единственный друг – Иосиф Бродский,

Мой остывший ужин – рожки по-флотски.

Сколько лет я живу на этом свете,

И теперь есть шанс на печать в билете.

 

Но сижу взаперти, алкаю воздух,

Здесь свободой дышать совсем не поздно.

Без любви свобода – почти удавка,

Как просроченная судьбой заявка.

 

Я живу, не таясь, на самой грани,

Разбираю мир на скелет и ткани.

Разбираю схемы, планеты, планы,

Возрождаю мифы, героев, страны.

 

Обсуждают вирус, такси, доставку,

Обсуждают Ницше, Кобейна, Кафку.

Я куплю беруши, приклею в уши,

Выбирая мокрую точку суши,

 

И укроюсь в строгости карантина,

Избегая сущности гильотины.

03.04.2020

 

Этот мир уже не будет прежним…

Этот мир уже не будет прежним:

Рухнул бизнес, рухнули мечты.

Но любой из нас живёт надеждой,

Что весной распустятся цветы.

 

 

И разливы рек будут прекрасны.

Запоёт в берёзах вкусный сок.

Жить на свете, стало быть, опасно,

Жаль, зовёт прохладою лесок,

 

Тот, где раньше мы ходили смело,

В тот, который стал для нас закрыт.

Ради важного большого дела

Надо потерпеть всё без обид.

 

И Москва сияет чистотой,

И пустынны улицы её,

Мы ещё пройдёмся по Тверской,

Мы ещё построим здесь жильё.

 

Главное, найти в себе упорство:

Преодолевать все беды и терпеть,

Пресекать попытки мародёрства,

Быть готовым к бою, песни петь.

 

Этот мир уже не будет прежним:

Рухнул бизнес, рухнули мечты.

Но любой из нас живёт надеждой,

Что весной распустятся цветы.

ночь 31.03.2020

Поезд «Пермь — Москва»

Ослепительным днем уезжаем в столицу,
На февральских просторах покачнулся вагон:
Кто-то лузгает семечки, кто-то ест пиццу,
Кто-то долго любуется на свой телефон.

Начнет в окна плескаться дорожная копоть,
И вне доступа станет вдруг любой абонент.
Слышим гул поколения, хрипы и топот.
На железной дороге Магадан и Ташкент

Снова в карты играют и плачут ночами,
Провожают, сжав зубы, на живой эшафот.
Молодой проводник не играет ключами,
Осознав то, что молодость вагон унесет.

И теснее постель, и все слаще рябина,
И, особенно, утром, под метель, в Костроме.
Мы под теплую печку подставили спины,
Не поверили лживой среднерусской зиме,

Что сковала нам веки, стянула нам жилы.
И, скрутив наших нервов голые провода,
Мы выходим под дождь, абсолютно счастливо,
И горим над Москвою, точно с неба звезда.

Мне хватит любви на Россию…

Мне хватит любви на Россию,
Мне хватит любви на весь мир.
Вот только дожди здесь косые,
И в сумерках варят чифир.

Я песни свои растеряю,
Как листья осенней порой,
Где яростный грохот трамвая
Звенит под Висимской горой.

Звенит, превращается в дымку,
Встает синевой надо мной.
И Старый Висим невидимкой
Горит нерушимой стеной.

Смотрю на него я с тревогой,
И колокол гулко гудит.
Пора собираться в дорогу,
Остыть от вчерашних обид.

Я счастье свое потеряла,
Когда поднималась наверх.
И наспех людей обнимала,
И наспех прощала их всех.

Теперь с высоты поднебесной
Признаюсь перед тобой,
Что так и не стала я местной,
Разгульной, хмельной и рябой.

Что мне этот город под ребра
С рождения бьет кирпичом.
И взглядом своим так недобро
Подружит меня с палачом.

И вся моя жизнь – это плаха.
За что мне такая судьба?
И мокнет от крови рубаха,
И в путь призывает труба

Наталья Ханова о встрече участников клуба  “ПИШУТ УЧИТЕЛЯ” в онлайн формате

“ПИШУТ УЧИТЕЛЯ” в онлайн формате

Что такое “клуб”? Когда я придумала и создавала клуб “Пишут учителя” при редакции 3 года назад, я ни на минуту не задумалась, что, собственно, подразумевает это слово? Что за ним прячется? В первую очередь. это слово ассоциировалось у меня с большим зданием – избой в деревне, т.е. с деревенским клубом. Знаете, такое место для культурных и массовых мероприятий в центре посёлка или деревни. Их можно увидеть в старых советских фильмах. Был такой клуб и в моей юности в деревне под Томском. Меня туда манила библиотека. В 80-е годы прошлого века в клубе жизнь была притихшей, так как молодежи было уже мало, а идеологические лозунги поутихли.

Еще это слово на моей памяти часто звучало в компании с тем, чему люди уделяют особое внимание в своей жизни, что любят и чему посвящают немало времени. Клуб собаководов, клуб филателистов… Эти словосочетания сразу включают в голове представление о несколько чудаковатых людях, почти фанатично увлеченных своей деятельностью.

И вот три года назад, нагруженная таким бэкграундом, я создала при редакции “Перемены-Пермь” клуб “Пишут учителя”. У нашего клуба не было никакого обшарпанного дома даже в самом отдаленном уголке Перми (хотя потом такой дом появился, это был Дом учителя). Не было и безумной увлеченности собаками или, например, марками (хотя, может быть. у кого-то и было, но они это скрывали). Все, что у нас было – это увлечение словом. Да, словом! При этом мы это не культивировали, а даже, я бы сказала, скрывали. А началось всё, как известно, с одноименного конкурса “Пишут учителя”, когда сотрудники “Перемены-Пермь” поняли, что учителя… пишут. Да пишут сказки, рассказы, статьи, очерки, стихи, баллады и даже эпопеи! И мы подумали: здорово! Надо собирать таких учителей, ведь у них столько общего. Они и учат, и пишут! И, конечно же, они хотят, чтобы их слушали. И не только ученики.

Наши встречи проходили каждый третий четверг месяца в пермском Доме учителя в круглой гостиной, куда нас всегда дружески приглашала сначала Татьяна Фёдоровна Ежова (тогдашний директор), а потом и Ольга Геннадьевна Клепцина. При ней наш клуб расцвел и окреп. Она не только впускала нас в гости. Ольга Геннадьевна стала членом нашего сообщества. Что мы делали?
Каждая встреча была встреча в честь кого-то. Ими кем-то выступали сами учителя. Вечер Натальи Трясциной. Вечер Екатерины Пугачевой. Вечер Нины Денисовой. Вечер Олега Черняка. Вечер Алексея Терёхина. На этих вечерах мы ездили в трясцинских электричках. Оплакивали папу Екатерины. Пели под гитару Нины Александровны. Удивлялись старой Перми глазами Черняка. И даже узнавали личные тайны и о том, какую внутреннюю силу имеет учитель. Например, Алексей Юрьевич Терехин. Конечно же! Конечно же, после таких встреч мы выходили совсем другими. Нас окутывала невидимая нить, которая тесно связала. Слово “клуб” зазвучало по-другому! Наполнилось жизнью, смыслом и трогательным ожиданием новой встречи. К нам приходили в гости спикеры. Мы стали встречаться в кафе-музее “Пассатижи”. А летом 2019 года впервые издали сборник произведений членов клуба (его можно получить в редакции).
Вечер 7 мая (это вчера). За пару часов до вечера пишу в беседе в вайбере: “Девочки, а давайте встретимся?”. Онлайн. В ZOOM. Но как еще встречаться-то при нынешних обстоятельствах. Встретились в 8 вечера. За пять минут экран смартфона расцвел лицами моих учителей. Нина Александровна, обложенная десятком плюшевых игрушек. Ольга Геннадьевна с внешностью кинозвезды (надо же, как будто и нет карантина и закрытия салонов красоты). Молчаливая и исхудавшая Наталья Трясцина из Домодедово. Юлия Владимировна Плотникова, смотрящая из какого-то “далеко”. Видна одна голова и темнота вокруг. И скрывающаяся за аватаркой педагог-психолог Татьяна Сашинская.
Потекли разговоры, вопросы, вздохи.
– А как Вы?
– А когда кончится изоляция?
– Справляетесь?
Оказалось, что мои учителя проводят встречи с другими учителями. Разъезжают в качестве волонтеров по Перми, раздавая продукты и лекарства пенсионерам. Настраивают потоковое расписание в школе и спасают детей от одиночества среди родителей. А некоторые уже заканчивают десятый томик стихов! Всего сорок минут длилось общение. Но каким наполненным оно было! Всё решил момент, в который возникла неполадка. Связь оборвалась. Мы не стали вновь соединяется в конференцию. Вайбер наполнился тёплыми откликами. Сердце наполнилось ожиданием новой встречи, пусть и заочной. А в мозгу укоренилось несгибаемое знание о том, что же такое “клуб”.